ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ УЗОН Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/ProHer_r2.files/uzon_rf1.gif
  Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Герб сельского поселения "Узон" утверждён решением совета сельского поселения "Узон" от 22.11.2024 года №120.
Описание: «В серебряном поле лазоревый коршун, летящий в перевязь с распростёртыми крыльями, вверху сопровождаемый соёмбо того же цвета, а внизу - зелёной горой о трёх вершинах (средняя из которых выше), стоящей на лазоревой, тонко окаймлённой серебром, выщербленной узкой оконечности».
Обоснование символики: В гербе сельского поселения «Узон» языком геральдических символов и аллегорий лаконично отражены географические, исторические, социально-экономические и национальные особенности сельского поселения. Во все фигуры герба заложена многозначная символика. Село Узон - административный центр сельского поселения «Узон», расположенное в юго-западной части территории Агинского Бурятского округа, в 103 километрах от окружного центра - городского округа «Посёлок Агинское», в десяти километрах от районного центра - села Дульдурга. Местное название села «Доодо-Элеэ», или Нижняя Иля, что означает - село, расположенное на нижнем течении живописной реки Иля или Элеэ и переводится с бурятского языка - коршун. Символика коршуна многозначна:
- символ богатой фауны здешних мест;
- символ экологической чистоты местных полей, лугов и рек;
- воздетые крылья, символизируют стремление вперёд, к развитию и совершенству.
По одной из распространённых версий название села произошло от наименования одного из родов ононских хамниганов (обурятившихся эвенков) - узонов. Узоны - люди из халхаского рода, первоначально подданные Тушету-ханов. В 1689 году при междоусобной войне халхасских ханов и завоевания их владений маньчжурами, узоны перешли в подданство России. Ныне являются составной частью селенгинских бурят, проживают в южных районах Забайкальского края. Жители сельского поселения «Узон» бережно относятся к сохранению народных традиций и духовного развития человека, о чём свидетельствует изображение соёмбо. Три лазоревые фигуры - луны, солнца и огня - образуют традиционный бурятский символ соёмбо (от санскр. swayambhu - «самозародившийся). Пламя (огонь) символизирует не только тепло и жизнь, но также считается символом хранителя домашнего очага и благополучия. Три язычка пламени олицетворяют процветание в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Солнце - древнейший тотем, символ источника жизни, света, силы, богатства и изобилия. Луна (месяц) - символ циклических процессов, возрождения и плодородия. Сельское поселение «Узон» расположено в очень живописной местности на берегу реки Иля в окружении гор. Зелёный цвет - символизирует природу окрестностей сельского поселения «Узон», его сельскохозяйственный уклад жизни. Вся жизнь местных жителей проходит на сельских работах от сезона к сезону: пахота, сев, уборка, уход за скотом, приём приплода, заготовка сена, строительство сельскохозяйственных объектов. Лазоревая оконечность, тонко окаймлённой серебром дополняет символику и аллегорически показывает географическое расположение сельского поселения «Узон» на берегу реки Иля. Таким образом, герб сельского поселения «Узон» не только отражает его природу и основной профиль деятельности местного населения, но также символизирует его историю, показывает связь поколений и бережное отношение местных жителей к своему прошлому. Применённые в гербе цвета и металл дополняют его символику: серебро (белый цвет) - символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты; лазоревый (синий) цвет - символ ясного неба и водных ресурсов, представляет высоту и глубину, постоянство и преданность, правосудие и совершенство; зелёный цвет - символ природы, здоровья, молодости, надежды и жизненного роста.
Авторская группа:
идея: администрация сельского поселения «Узон», Жаргал Цырендоржиев (г. Чита - с. Узон);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Екатерина Моченова (г. Москва).
Источники.